Фирменный стиль Анапы представили в начале февраля на туристической выставке «Анапа – самое яркое солнце России». Его создало краснодарское креативное агентство «Рупорт», известное своими работами далеко за пределами края. С этого момента прошло 8 месяцев, закончился высокий сезон. А права на брендбук Анапы уже должны были перейти к городской администрации из рук частного инвестора, оплатившего создание стиля. Попробуем разобраться, что изменилось за это время, удалось ли внедрить айдентику, есть ли перспективы и нужно ли это в принципе.
Нужен ли Анапе фирменный стиль?
Да, нужен. Можно спорить о вкусах, например, нравится ли именно работа краснодарского агентства или стоит отказаться от цветного зонтика и продумать другие варианты, но не по поводу целесообразности.
Разнобой в стилистике – проблема и крупных российских городов, и черноморских курортов. Отсутствие структуры, единых правил оформления фасадов, рекламных вывесок, уличных торговых точек привносит в облик города хаос. Это сейчас не только про Анапу. В соседнем Геленджике с уличной торговлей и наличием подобия единого стиля дела обстоят чуть лучше, но стоит выбраться в окрестные курортные поселки, как сразу же будто переносишься в 90-е. Айдентика не решает все задачи администрации по регулированию городской среды, но создает вектор движения, делает город узнаваемым.
А достаточно ли хорошо то, что получилось?
Скорее да. Современный, минималистичный, продуманный образ, в котором в ярких цветах отражены все сильные стороны курорта. Тренды в дизайне меняются не настолько быстро, чтобы анапская айдентика быстро устарела. Её вполне хватит лет на 10-15 до следующего ребрендинга. А такой современный и запоминающийся, но при этом ненавязчивый стиль – одна из возможностей за это время привлечь множество новых гостей в Анапу.
Где посмотреть на эту красоту?
Когда в феврале представляли фирменный стиль, власти Анапы собирались внедрять его уже к сезону. По плану первыми его носителями должны были стать точки продаж экскурсий, пляжные территории, городские указатели. И часть планов действительно выполнили. Правда сказать, что это работающая система, к сожалению, нельзя. Ларьки экскурсионных бюро все такие же разные. С нелепо налепленными рекламами дельфинария и других популярных направлений. Часть из них действительно успели брендировать согласно новому гиду по стилю, другие так и остались безвкусно оклеенными пленкой и баннерами.
То же самое с указателями. Кое-где появился новый логотип города, как в начале сквера Гудовича возле памятника Ленину, но в большинстве случаев каждый, кто ставит таблички и указатели, сам себе дизайнер.
У кого-то это получается хорошо. С задачей навигации по району справились в «Золотой бухте» и соседнем ресторане «Ковчег», который вообще хочется отметить, как одно из самых стильных мест Анапы (сказали ли бы мне, что похвалю это заведение лет пять назад, я бы не поверил). Великолепное озеленение территории, стильная ржаво-металлическая вывеска и вежливая табличка на газоне без привычного повелительного наклонения и угроз скорой расправой. Но опять же, на указателях «бухты» не нашлось места анапской айдентике, они просто выполнены со вкусом и не раздражают глаз.
Нашли применение фирменному стилю еще в одном интересном направлении – закрыть уродливые заборы недостроев. Если в Краснодаре для этих целей используют в основном картинки с подсолнухами, то в Анапе приспособили айдентику. Правда сверстано и смонтировано просто ужасно, а элементы фирменного стиля сочетаются с другими шрифтами и рекламой платной парковки, например.
Красота и баннеры
Если вы никогда не заказывали печать на баннерной ткани, то вы точно не российский маркетолог (или предприниматель). Недорогой материал за счет простоты в монтаже и эксплуатации быстро перекочевал с широкоформатной придорожной рекламы, где ему самое место, в малый бизнес. Зачем заказывать красивую и стильную вывеску, если можно за 500 рублей напечатать на куске резины «Столовая. Дешевые обеды». Это беда не только Анапы. Реклама в России вообще очень слабо регламентирована, не существует стандартов, а из-за этого и нет понимания, что можно, а что нельзя.
Такие вещи должен определять муниципалитет, и не на основе собственных домыслов, а того самого фирменного стиля города, который разработали дизайнеры. Главный архитектор города утверждает такой план, и через некоторое время район обретает свою идентичность.
Новосибирск не должен быть похож на Анапу, да и не может, пожалуй. Но запретить вывески на баннерной ткани неплохо бы на федеральном уровне. Ладно, если бы изображения на этих баннерах имели хоть какое-то отношение к дизайну, но нет. В большинстве случаев – это совершенно ужасные цвета, несочетаемые между собой, некрасивые шрифты, уродское выравнивание по центру и курсив. Если кажется, что название твоего кафе смотрится недостаточно романтично и притягательно для отдыхающих, то напиши его курсивом. Или подбери шрифт с вензелями. Тогда эффект будет просто убийственным.
А даже если заказал классную вывеску в рекламном агентстве, то все равно стоит напечатать еще и баннер, чтобы влепить его куда-нибудь на стену. Иначе ведь не видно?
И эти огромные куски прорезиненной ткани везде. Взгляд, брошенный с набережной, прежде чем дойти до моря, упирается в пугающую лысину известного местного врача, а затем в расцвеченные пестрой рекламой павильоны на пляже.
Это все к тому, что сочетать фирменный стиль города с оформлением кафе, ресторанов, гостиниц, должны люди, которые понимают в дизайне. А некоторые вещи, например несколько вывесок (или баннеров) на одном заведении вообще нужно запретить. «К вам пришла полиция стиля! Немедленно снимите этот ужасный баннер!»
И что дальше?
То, что мы видим сейчас на улицах Анапы – сыро, плохо, отрывисто и пока не создает облика города. Но всего один сезон – это не так много. С февраля, когда начнется подготовка к следующему лету, будут выдаваться разрешения на торговлю и аренду мест, у муниципалитета будет прекрасная возможность привести в порядок хотя бы точки продаж экскурсий и торговые ряды на набережной и в центре города. Неплохо было бы задуматься и о указателях, табличках на гостиницах и отелях. Это не так сложно, но сразу привнесет упорядоченность. Дизайнеры «Рупорта» придумали множество деталей, вплоть до фирменного анапского мороженого, которое на изображении выглядит очень стильно. А ведь можно и это сделать реальностью. А пока подождем и посмотрим, что покажет следующий сезон.