Тема велодорожек остро стоит в Анапе уже несколько лет. Велосипедов много, как частных у местных жителей, так и прокатных. Прокаты на каждом шагу, а кататься негде, жалуются анапчане и гости города.
Местные активисты, ратующие за развитие велосипеда как полноценного транспорта, а не только развлечения, более пяти лет (это на моей памяти) добивались от администрации города решения веловопроса, но тщетно. Градоначальники менялись, в очередной раз рассматривали вопрос и откладывали его решение в долгий ящик.
Ещё в прошлом году передвигаться по набережной на велосипеде было запрещено. Соответствующие знаки висели на всех въездах на неё, но никто из велосипедистов не обращал на них внимания. Неприятные инциденты со столкновениями, резкими торможениями и падениями происходили регулярно.
Летом 2018 лёд тронулся. Велодорожки нарисовали на набережной и прилегающих улицах — проспект Революции, переулок Кордонный, а также на улице Горького.
Полоса получилась прекрасная, особенно на на самой набережной. Не на всех дорогах полоса такой ширины выделяется под автомобиль. Сказать, что проектировщики или исполнители перестарались — ничего не сказать. Узкие полоски, оставленные для пешеходов по краям от широкой велодорожки, идущей по центру, конечно, не в состоянии справиться с потоком гуляющих по набережной. Велосипедисты, сразу же ухватились за факт появления дорожки и стали требовать соблюдения своих прав. Пешеходы же были не особо настроены на то, чтобы ютиться на узких полосках прогулочной зоны.
В некоторых европейских странах, в частности в Австрии, где велодорожки очень хорошо развиты по всей территории, велосипедист может быть оштрафован наравне с водителем автомобиля, если будет ехать по пешеходной зоне.
Следствием стали конфликты, а затем, неизвестно по чьей инициативе, знаки велодорожки на плитке были затерты, так что теперь через всю набережную на высоком берегу просто идут две полосы, которые очень кстати пригодились для владельцев красных прогулочных электромобилей, устраивающих экскурсии для отдыхающих. Гости города просто расходятся в стороны, когда проезжает такая машинка, а потом снова заполняют теперь уже бывшую велодорожку. Кто затёр значки — представители администрации или сами возмущённые пешеходы, точно не известно.
Опыт все той же Австрии показывает, что если подходить к вопросу с точки зрения проектирования, то велодорожки можно сделать не только в черте города, но и между населёнными пунктами. Так из австрийского Линца можно доехать до немецкой Баварии на велосипеде, по отдельной, защищённой от автомобилей магистрали.
Другая проблема — попытка решить все малой кровью, по сути — рисованием по асфальту. Никакой разработки плана велодорожек, как показывает совершенно никчёмный результат, не велось. Ширина полосы и неверное её расположение в рамках набережной — только одна сторона медали. Другая — организация перекрёстков. Проехать велосипедисту, не будучи подрезанным, а то и сбитым перекрёстки проспекта Революции с улицами Черноморской и Ивана Голубца — задача на миллион долларов. Велодорожка пересекает их по диагонали, подставляя велосипедиста под удар со всех сторон и вынуждая при этом пропускать пешеходов.
Культуры поведения на дорогах нет судя по всему не только у анапчан, но и у гостей, приезжающих со всей страны. Многим не хватает элементарного понимания того факта, что велосипеду может быть выделена своя небольшая полоса. Люди умудряются идти по велодорожке, например по пешеходной улице Горького, даже если вся остальная дорога свободна, и искренне недоумевают, когда им сигналят или пытаются объяснить, что это место для велосипедов. А придумали это место как раз для того, чтобы вам — пешеходам было безопасней и удобней ходить по всей остальной дороге.
Другая проблема для велосипедистов — запаркованные автомобили. Нарисовали дорожки? Отлично, будем на них ставить свои машины. Платить за парковку желания нет, но есть желание рискнуть быть эвакуированным. Русская рулетка с эвакуатором — весьма занятная игра, особенно с учётом того, что этим летом блюстители правил парковки вели себя довольно вяло. О том, что паркуясь таким образом, преграждаешь дорогу велосипеду в месте, отведённом для его движения, никто не думает.
Ещё в начале нулевых, несколько мэров тому назад, поднимался вопрос о запрете на въезд в город автомобилей в курортный сезон. Строили грандиозные планы по организации перехватывающих парковок на въездах в город и удобного общественного транспорта, который довозил бы гостей до отелей. В итоге планы так и не реализовали, машины как местных жителей, так и отдыхающих со всей страны, все ещё занимают парковочные карманы, обочины по обе стороны проезжей части, игнорируя установленные знаки и разметку.
К сожалению, этот момент невозможно исправить без волевого решения. Автомобилисты настолько привыкли к тому, что машина должна быть припаркована не более, чем в десяти шагах от точки назначения, что на их решение о месте стоянки не влияет даже риск эвакуации.
Остальные улицы города кроме нескольких в курортной зоне вообще не предусмотрены для передвижения велосипедов, поэтому те, кто выбирают этот транспорт, вынуждены делить с автомобилистами дороги общего пользования или мешать пешеходам на тротуарах.
В итоге передвижение по небольшому городу, где нет серьёзных перепадов высот, а из одного конца можно доехать в другой на велосипеде за 20—25 минут, превращается в головоломку, где необходимо правильно выбрать маршрут, чтобы снизить вероятность быть сбитым.
С учётом того, что в городе есть неравнодушные люди, изучившие вопрос организации велосипедного движения в современном городе, шансы на то, что в Анапе будет комфортно и гулять, и передвигаться на велотранспорте, и парковаться автомобилям, достаточно велики. Важно только, чтобы муниципалитет прислушивался к экспертизе тех, кто разбирается в теме или привлекали для выполнения таких задач подрядчиков, которые в состоянии не только нарисовать линии на асфальте и плитке, но и вникнуть в суть вопроса и провести предварительные изыскания.