Красивая набережная, благоустройство, постоянная уборка центральных улиц – все это очень важные моменты для курортного города. Но если задуматься, то это далеко не всё, что нужно, чтобы курорт был по-настоящему успешным и интересным широкому кругу людей.
Чтобы не быть голословным критиком, разберу по пунктам, чего не хватает Анапе, и что можно сделать для того, чтобы в город приезжало еще больше людей, гостиницы не пустовали, а деньги текли в бюджет широкой полноводной рекой.
Многие считают, что ориентироваться нужно на привлечение премиум-туристов, которые будут селиться в дорогих гостиницах, что тоже правильно. Но где для них премиум-развлечения? Гулять по набережной – отлично! Тратить деньги на сувениры и обед в кафе или ресторане – хорошо, но мало. Люди едут за развлечениями уровня выше, чем катание на «банане».
С другой стороны есть совсем не VIP-публика – та самая молодежь, у которой может и не так много денег, но она гораздо легче с ними расстается. А что нужно, чтобы молодой человек легко расстался с деньгами? Эмоции, очень яркие эмоции – то ради чего он выберет не Турцию или Тайланд, а Анапу.
Внешний вид города
Развитие общественной среды – одно из важнейших направлений в становлении любого современного города. Курортов это касается в первую очередь, ведь в них съезжаются миллионы людей в течение года. Что подразумевается под развитием общественных пространств? Наличие парков, скверов, оборудованных таким образом, чтобы быть максимально удобными для людей. И привлекательными. С высадкой цветов, кустарников и прочим озеленением справились – отлично. Лавочки по городу расставили, не так, как это нужно делать, но все же. Усталый турист в Анапе найдет где присесть и отдохнуть. Что же дальше?
Внешний облик – это не только парки, но и то, как они обустроены. Малые архитектурные формы, скульптуры, инсталляции – все эти детали создают образ, как грамотно подобранные аксессуары для человека. В городе и крае множество молодых художников, которые готовы сотрудничать с муниципалитетами, помогать развивать общественные пространства, создавать концепции новых точек притяжения.
Сделать Анапу городом искусства – одна из возможностей для развития и привлечения новых гостей. Многие даже совсем не курортные города Европы поступают таким образом. Привлекая художников, скульпторов, предоставляя площадки для арт-перфомансов, город получает дивиденды в виде информационной поддержки в крупных СМИ, внимания лидеров мнений (звезд, блогеров), дополнительных гостей, которые приедут посмотреть именно на арт-составляющую города.
Пока же в Анапе наиболее ярко выделяются новые «скульптуры» в стиле милитари. С недавних пор гостей курорта на въезде со стороны аэропорта и ЖД-вокзала встречает военный самолет, а в центре – в районе Вечного огня, отдыхающие гуляют под прицелом пушек времен Великой отечественной. Сомнительное решение для семейного курорта, будь он хоть трижды городом воинской славы. Лично я по этому поводу могу сказать лишь одно – спасибо, что не стреляют.
Где все?
Сейчас молодые россияне повально едут в Грузию, несмотря на достаточно напряженные отношения России с этим государством. Почему едут? Потому что маленькая страна за несколько лет создала крайне привлекательный образ – коктейль из радушия, богатой истории, культуры, вина и развлечений. Стильные и недорогие кафе, рестораны, кофейни. Клубы и концерты местных и европейских звезд, шикарная природа, доступность экскурсий, аутентичная архитектура.
У нас тоже всё есть, скажете вы. Да, есть, но почему тогда молодые люди едут в Грузию, а Анапа даже для жителей ближайших крупных городов (Краснодар и Ростов-на-Дону) остается лишь возможностью «сгонять на морько» на выходные. А свои накопления «на нормальный отпуск» люди из моего окружения в итоге оставляют в Грузии, в Европе, в Азии, на худой конец в Турции.
Можно, конечно, запретить выезд за границу, но вряд ли это достойный аргумент в конкурентной борьбе. Поэтому давайте попробуем понять, что можно сделать для того, чтобы привлечь людей в Анапу, а соответственно привлечь и дополнительные деньги.
Что делает курорт привлекательным не только для детей (аттракционы, батуты, песчаный пляж) или людей среднего возраста (парки, лавочки, набережная, концерт Киркорова), но и для молодежи? Возьмем условную категорию – мужчины и женщины от 20 до 40 лет из крупных городов, со средним уровнем дохода и рассмотрим, что может мотивировать их приехать отдыхать на черноморское побережье.
Фестивали и культурная жизнь
Вот, собственно, и ответ. Исправить перекосы в целевой аудитории курорта и популяризировать его среди молодых и платежеспособных людей можно, если проводить более яркую событийную политику
Сейчас в Анапе не происходит более-менее значимых событий кроме фестиваля «Киношок», который в свою очередь практически не привлекает людей на курорт. Детские фестивали, например «Синеокая Анапа» – это, конечно, хорошо, но они не в состоянии привлечь платежеспособную аудиторию. Здесь речь снова идет о квотах в санаториях, то есть частный бизнес от таких спонсорских или бюджетных событий не получает практически ничего.
В городе нет ярких музыкальных событий. Но проблема не в том, что кроме как привезти Баскова и Киркорова на «Летнюю Эстраду», нельзя придумать ничего интересного. Придумать можно, и есть люди, готовые создавать потрясающие события. И если взглянуть на совсем недавнюю историю, то можно найти немало примеров того, как создавались классные фестивали.
Еще 5-10 лет назад каждую осень в Анапе проводили фестиваль экстремальных видов спорта Black Sea Cup – кубок Черного моря по виндсерфингу и кайтсерфингу. Аудитория этих соревнований – обеспеченные люди. Кто знаком с экстримом, тот знает, что даже снаряжение для такого спорта может позволить себе не каждый, плюс транспортировка и полеты по всему миру по различным соревнованиям. В Анапу съезжались известные спортсмены с мировым именем. Помимо программы соревнований, организаторы приглашали звезд и делали отличные опенэйры. В разные годы гостями «кубка» были группы Парк Горького, Нойз МС, Гарик Сукачев и другие известные команды и исполнители. В последние годы все это скатилось на уровень маленького междусобойчика и детских (снова!) соревнований.
В начале двухтысячных в Анапе проводили и большие молодежные фестивали с приглашением известных российских рок-групп, диджеев, поп-звезд. И такие инициативы поддерживались на уровне муниципальной и федеральной властей. В какой-то момент казалось, что эта новая волна даст толчок к развитию города, но что-то пошло не так.
Со времен запрета на проведение фестиваля «Кубана», который проходил в соседнем Темрюкском (а один раз и в Анапском) районе, краевые власти по сути объявили негласный мораторий на любые молодежные фестивальные движения крупнее локального опенэйра в пляжном кафе. Властям повсюду мерещатся наркоманы и антисоциальные элементы, поэтому им проще запретить все на корню, чем попытаться мягко отрегулировать проведение подобных событий.
Взамен предлагают казачьи песни и пляски, и это, безусловно, нравится многим отдыхающим. Но такие события не способны привлечь в город молодую платежеспособную аудиторию, которая хочет ярких развлечений и готова за них платить. Шашлычно-пляжный отдых под аккомпанемент казачьей песни вперемешку с «Черными глазами» – для них слишком скучно, поэтому деньги они предпочитают увезти в Европу или Азию.
И напоследок вывод, который напрашивается сам собой. Курорты нужно развивать равномерно, чтобы на городских площадках нашлось место и детским конкурсам, и казачьим песням, и выступлениям модных диджеев или рок-звезд. Баланс – залог успеха во всем.