Небо всегда было открыто для всех. Для тех, кто рожден летать. И для тех, кому тесно, скучно и низко на земле. Следя за тем, как грациозно парят или стремительно проносятся в небе птицы, Homo sapiens не раз вздыхал и принимался мастерить крылья из всяческих подручных материалов. У некоторых даже получалось взлететь. Правда, долгое время никто не мог удачно приземлиться...
Но сейчас вопрос томных чеховских барышень: «Ах, ну почему люди не летают, как птицы?» уже неактуален. Летают, и ещё как!
В те дни, когда в Анапе дует юго-западный ветер, над городом, точнее, над его высоким берегом, появляются... нет, не стаи перелетных Мери Поппинс, а разноцветные купола парашютов. И это отнюдь не десант вражеских или дружественных ВВС. Это те самые, которым тесно и низко. Это парапланеристы...
В далеком 1982 году в Анапе встретились два человека, у которых была одна мечта — небо. Горя желанием её осуществить, они организовали при ДОСААФе секцию дельтапланеризма. В те времена о готовых летательных аппаратах типа дельтапланов приходилось только мечтать, а о парапланах в нашей глубинке ещё и слыхом не слыхивали. Поэтому Юрий Солодовников и Валентин Винников взялись мастерить себе крылья, выискивая чертежи в журналах «Юный техник» и «Техника молодежи». В 83-м в небо Анапы взмыл первый дельтаплан.
С тех пор у клуба были взлеты и падения, сменялись руководители, но ни разу не иссяк поток желающих покорить небеса. Нынешний руководитель спортивного клуба сверхлегкой авиации «Дельта» Михаил Федорченко говорит, что среди новичков женщин порой бывает больше, чем мужчин. Они добросовестно посещают все теоретические занятия, осваивают так называемые малые полеты (невысоко над землей), и... больше не приходят. «Почему люди перестают летать?» — спрашиваю я Михаила. «Да у каждого свои причины. Кто-то понял, что небо — не для него. У кого-то была мечта — взлететь. Он её осуществил: научился, взлетел, в общем, добился своего — и все, интерес к небу пропал... Но таких мало».
На самом деле, в клубе «Дельта» не только парапланы. Основная гордость — дельтапланы и дельталеты (моторизованные дельтапланы). К сожалению, анапчане лишены возможности любоваться стремительным полетом этих механических «стрижей» — летают они только над Благовещенской и Варениковской, где есть специальные, утвержденные зоны для полетов. А парапланеристов дельталетчики добродушно называют «тряпичной авиацией». А все потому, что самый крутой параплан — это всего лишь купол парашюта со специальной подвеской. А дельтаплан — это уже техника, вес которой около 40 кг, а размах крыла — до 11 м. Стоит эта техника несравнимо дороже «тряпичной» — если параплан обойдется богатенькому Икару приблизительно в 2 тысячи долларов, то дельтаплан потянет на все 25000. Да и скорость у дельтаплана побольше — до 55 км/ч, и ветер в лицо... Параплан же запросто умещается в рюкзаке, и в его кресле удобно парить, созерцая красоты бренной земли и размышляя о высоком...
Что же касается эмоций и всяческих ощущений, то они практически одинаковы — самое первое, что появляется сразу после взлета — страх. Но не паника, а, скорее, тревога за свою жизнь: вдруг эта штука не сработает, не полетит? Но проходят мгновения, а она летит, и тут же тебя захлестывает дикая волна восторга: «Я лечу, лечу!!!» Наверное, именно этот сумасшедший микс страха с восторгом и есть кайф. А желание снова и снова отрываться от скучной земли — как раз то, что медики сейчас по-умному называют адреналиновой зависимостью. И препятствиями для таких одержимых могут стать только банальная южная грязь да катастрофическая нехватка свободного времени.