В Анапе уже третий раз проводятся ежегодные сборы мастеров и любителей Капоэйро, проходит он в Витязево. Анапские песчаные пляжи похожи на бескрайние пляжи бразильского побережья тихого океана, тем самым привлекая сюда экзотические виды единоборств. Это лишний раз доказывает что в Анапе можно найти нетрадиционные методы отдыха и развлечения. Сегодня я предлагаю и Вам окунуться в этот мир латиноамериканской культуры, которая уже многим пришлась по душе.
Капоэйро — это афро-бразильское боевое исскуство возникшее в Бразилии с началом заселения её португальцами. Для работы на плантациях было привезено огромное количество рабов из Африки. Работорговля достигла гиганстких масштабов, по неоторым данным это порядка 4 миллионов чернокожих, наибольшее количество рабов было доставленно из Анголы, Конго и Мозамбика, все они несли с собой свою культуру вовсе не собираясь от неё отказываться. Одна из наиболее правдоподобных версий возникновения капоэйры, предполагает, что основные элементы были принесены чернокожими рабами из Африки и окончательно были сформированны в Новом Свете и в основе лежат племенные инициационные танцы.
Рабам запрещали праздновать праздники, отправлять культы и ритуалы, у них отнимали помимо свободы ещё и культуру, пусть по мнение высокоразвитых на тот момент европейцев примитивную. Чернокожие убегая с плантаций образовывая свободные поселения — киломбуш, стремясь к укладу жизни который был у них в крови, к свободе и равноправию. Этих поселений было огромное количество, они контролировали большую территорию, налаживали экономические связи с другими такими же деревнями, это были центры чернокожего сопротивления европейскому угнетению.
Именно в киломбушах, началось формирования традиционной на данный момент бразильской культуры — капоэйры, самбы, народной музыки и всего прочего теперь неотделимого от современной культуры Бразилии.
В киломбушах искусство капоэйры развивалось, появлялись новые приёмы, техника становилась сложнее, стало использоваться холодное оружие, палки. Спустя десятилетия Бразилия стала распубликой, рабство отменили, киломбуши перестали восприниматься как очаги сопротивления, превратившись в обычные поселения. К этому моменту капоэйро распостранилась весьма широко, особенно среди неимущего населения. Городские банды использовали капоэйро в борьбе за передел территорий и грабежа и прочих преступлений. Началось преследование капоэристов как преступников. Но паралельно с криминальным развитием капоэйры, которое уходило от корней, существовало и истинное исскуство, которое практиковалось вдали от лишних глаз. И практика была не только в физических упражнениях, но и поддежаниии древних ритуалов. В XX веке когда, власти стали смотреть сквозь пальцы на практикующих, открылась первая школа капоэйры. Произошло это в 1932 году и основателем её стал мастер Бимба (Мануэль дус Рейш Машаду). Бимба разработал стиль, который назывался «Режиунальный стиль Баии», в последствии -"Капоэйра режиунал".
Также была ещё одна ключевая фигура, это был мастер Паштинья (Висенте Феррера Паштинья). Его школа «капоэйры Анголы» была открыта в 1941 году. Его стиль так и называется «Ангола». Существует разница мезду двумя стилями.
В России танец стало известен с середины 90-х. С тех пор усилиями энтузиастов существуют школы в Москве, Орле, Петербурге. С 1998 был проведён первый международный семинар, на котрый были приглашены известные мастера капоэйры из Бразилии. С тех пор семинары происходят регулярно, бразильские мастера приезжают в Россию и занимаются с российскими учениками.
Очень важным моментом в капоэйре является ритм, поэтому музыкальные занятия являются неотъемлимой частью тренировок. В капоэйре исползуются несколько инструментов африканского происхождения: беримбау, пандейро (бубен), агу-го (двойной колокольчик), реко-реко (зазубренная бамбуковая трещотка) и атабак (высокий барабан). Буримбау главный инструмент — это высокий лук, выдолбленная тыква как резонатор, также испозуется камень, которым прикасаются к струне изменяя тем самым звук и деревянная палочка которой бьют по струне. В той же руке в которой держится палочка, находится небольшая погремушка — «кашиши». Звук получается низким, но высоту его можно варьировать, получая интересный музыкальный рисунок. В школах капоэйры уделяется внимание не только физической подготовке, но также изучению культуры Бразилии. Изучают португальский язык, поют песни на португальском.
Больше информации вы можете найти на сайте www.capoeira.ru школы, которая организовала лагерь в Анапе.